Как не поддаться негативным эмоциям. Советы психолога
В современном мире многие очень часто сталкиваются с ситуациями, которые вызывают исключительно негативные эмоции. Постоянные переживания и стресс настолько "съели" людей изнутри, что они забыли, каково это—радоваться обыденным вещам. О том, как снять психоэмоциональное напряжение, рассказала психолог Светлана Щиховцева
– Что происходит с организмом, который подвергается стрессу?
– Есть кратковременный стресс, который тренирует наш организм. Например, ребенок готовится к экзамену и у него стрессовое состояние, повышаются гормоны стресса и они стимулируют его к тому, чтобы он собрался, был более сконцентрирован. Длительный стресс достаточно опасен для нашего организма. Во-первых, он может вызывать ухудшение самочувствия: ухудшение сна, отсутствие аппетита, мышечная боль, напряженность во всем теле. Также длительный стресс может приводить к определенным поведенческим реакциям, т.е. человек в состоянии хронического стресса не может управлять своими эмоциями; у него может быть повышенная агрессия. Хронический стресс может привести к обострению или проявлению хронического заболевания. Стресс бьет туда, где слабо.
– В чем вред отрицательных эмоций?
– Отрицательные эмоции вредны только в том случае, если мы их не проживаем, а подавляем. Очень важно понимать, что отрицательные эмоции имеют место быть. Поэтому бояться отрицательных эмоций не нужно, их нужно проживать "экологично". Например. Если вы выскажете обидевшему вас человеку, что с вами так поступать нельзя, – вы эту эмоцию проживете, она не задержится внутри вас. Вся сложность заключается в том, что мы, как правило, не умеем проживать гнев, злость, какую-то зависть, ненависть, ревность. Либо мы их зажимаем, либо мы их выбрасываем на наших близких, потому что они беззащитны. Женщина – на детей, а мужчина – на женщину. Начальник на работе накричал, он пришёл домой и наворчал на детей, на жену, что дома не убрано, есть нечего, дети глупые.
– Как научиться реагировать на критику?
– Если вас критикуют, чтобы чему-то научить, то это не критика, а помощь. Если речь о недовольстве, которое не имеет под собой никакого основания, то самое главное – не принимать близко к сердцу и не видеть в этом правду. Условно говоря: меня попросили сделать 10 шагов, я сделала 9 шагов, и мне говорят: "ты сделала 9 шагов". Это будет не критика, а конструктивный ответ. А если я сделала 10 шагов, и мне сказали: "ой, такие дурацкие 10 шагов, что, не могла покрасивее сделать?". Вот на такого характера критику нужно реагировать спокойно, попросить объяснить, на чем основывается недовольство.
– Как реагировать, если твой близкий придерживается другой точки зрения, как сохранить семью и дружеские отношения?
– Единственный возможный вариант – не разговаривать, не выяснять отношения. Потому что и та, и другая сторона имеет определенный ряд аргументов, для того чтобы доказать свою правоту. И это, как правило, приводит в никуда. Спорящие всегда пытаются перетянуть другого на свою сторону. Здесь это не будет получаться. И поэтому самое простое– не разговаривать на эту тему. И каждый раз, когда будет заходить речь об этом, то говорить: "так, стоп, давай мы не будем с тобой об этом говорить, мы хотим с тобой все-таки быть вместе".
– Как защититься от информационной перегрузки?
– Никак. Единственный вариант– не смотреть новостную ленту, не искать информацию, не читать. Психологически сильным, неуязвимым для негатива человеком стать невозможно, потому что для каждого из нас есть какой-то свой уровень предела, т.е. например вы можете не реагировать на какие-то новости, фотографии. А на какую-то картинку, которая будет вызывать у вас определённую реакцию, вы обязательно отреагируете. А что это будет за картинка? Она у каждого своя. Кто-то совершенно спокойно смотрит на кровь, например врачи-хирурги, но при этом очень остро реагирует если, видит, что обижают маленьких детей или животных. Поэтому предсказать реакцию невозможно. Если вы хотите защититься, не нужно приковывать информационный поток, даже если он приходит извне. Например, приходит знакомый и начинается: "А ты слышал?". Вы говорите: "Стоп. Я не хочу сейчас об этом разговаривать". Это очень хороший навык – умение говорить другим людям о том, что вы не хотите чего-то знать. Только таким образом можно как-то научиться защищаться и контролировать весь тот информационный поток, который сейчас на нас с вами сваливается.
– Изменились ли проблемы, с которыми к вам обращаются?
– Запросы изменились. Сейчас людей больше волнует, что будет дальше и как справиться с тревогой, которая возникает. Если раньше часто обращались с самоопределением, кто я, что я хочу, как начать больше зарабатывать, то сейчас больше про то, как собраться, что делать дальше. Уровень эмоциональной загрузки у людей сейчас достаточно сильный, они хотят разгрузиться, им нужен кто-то, кто выслушает безоценочно, кто не будет навязывать своё мнение, кто поддержит.
– Если нет денег, чтобы идти к психологу, как помочь своему близкому?
– Сейчас большое количество ресурсов в интернете, которые помогают людям в состоянии острого стресса. Можно найти достояно хорошую, адекватную информацию. Если же мы говорим о каких-то быстрых действиях, когда вы видите, что человек находится в каком-то неадекватном состоянии, то самое важное – это вернуть человека "в тело". Если вы видите, что у человека истерика, нужно взять его за руку, сказать: "посмотри на меня", обнять, дать проплакаться, выслушать. Если человек не приходит в себя, то попросить в комнате найти предметы, например, зелёного цвета. Это очень сильно концентрирует человека. При сложных состояниях – следить, чтобы человек ел, пил, спал. Есть горячие линии по поддержке, можно найти бесплатную психологическую помощь по телефону.